Применение базальтового текстиля в искусстве горячей эмали

Применение базальтового текстиля в искусстве горячей эмали

Применение базальтового текстиля в искусстве горячей эмали

На IV Международной биеннале искусства эмали в СПГХПА им. А.Л. Штиглица.

В современном искусстве все больше уделяется внимание технологиям и вопросам создания художественного образа благодаря использованию новых материалов. Взаимосвязь науки и искусства является необходимым фактором в развитии современного мира. В настоящее время художники могут применять технологии, ранее не являющиеся доступными для использования в художественных целях. Не секрет, что разработки технологов разных областей дают в изобразительном искусстве новые визуальные примеры и необычные стилистические решения, выводя художественные произведения на новый технологический уровень.

Как художник по ткани, своей задачей я вижу популяризацию инновационных текстильных материалов, расширение областей их применения в искусстве, обращение внимания общественности на развитие и эволюцию текстиля.

Речь пойдет о проникновении текстиля в области станковой и ювелирной эмали и о возможностях применения базальтовой ткани в искусстве.
Базальтовые ткани различных переплетений.

В горячей эмали никогда ранее не применялись ткани и нити, так как t обжига эмали составляет 860 °С. Ткань горит в печи. Традиционные приемы в горячей эмали не подразумевают ее использование. Известно, что для художников-эмальеров использование текстиля является запретной темой в силу отсутствия опыта в данной области декоративного искусства. Это стало допустимым лишь сравнительно недавно, с появлением высокотемпературных тканей.

Эмаль бывает перегородчатая и живописная. В перегородчатой эмали используют металлическую проволоку, разделяющую декорируемую поверхность на зоны, заполненные разными цветами. Живописная эмаль имеет множество вариаций свободного нанесения цвета послойно или в виде росписи. Высокоплавкий текстиль может быть применен как в качестве перегородки, так и с целью создания фактур в свободной росписи.

Горячая ювелирная или промышленная эмаль – это разновидность силикатного стекла, адаптированного к меди или другим металлам. Его вываривают специально для художественных целей. Наиболее популярные в нашей стране художественные эмали производятся в Дулево. Они представляют собой слиток особого стекла, который затем измельчают до порошка, готового к нанесению на металлическую пластину.

После нанесения, как правило, на медную пластину, если речь идет о станковых произведениях, осуществляется поэтапно обжиг слоев эмали в муфельной печи при температуре ~ 860 °С.

Для достижения особых эффектов поверхности, нерукотворных фактур, можно использовать базальтовую ткань. Так как природа базальтовых волокон не органическая, то они не горят и не поддерживают горение в печи при обжиге эмали и могут способствовать образованию различных текстильных изображений.

«Погрузившись» в толстые слои опаковых (глухих) эмалей, нити или ткани образуют борозды. Выпуклые образования текстильных фактур делают эмаль рельефной.

В перегородчатой эмали нанесённые нити могут служить разделительным барьером между разноцветными участками рисунка. Этот прием дает возможность «перегородке» быть не выпуклой, а вогнутой, что позволяет наносить более тонкий слой цвета.

Так как базальтовые нити не вступают в реакцию соединения со стекловидной эмалью при нагреве, они остаются самостоятельными элементами, а в результате деструкции нитей крошатся и ссыпаются.

В этом случае нижний слой эмали иного цвета, чем верхний, становится виден и образует рисунок. Ткань как бы является трафаретом. «Оттиск» в точности повторяет амплитуды и расположение волокон. Появляется эффект разрыва плоскости эмали волокнами ткани, которая сама по себе разрушилась. Рисунок переплетения при этом остается виден.

Ткани, перекрытые слоем прозрачной эмали, проглядывают сквозь толщу стеклянного слоя, утопая в нем. Видя такую эмаль, зритель едва догадывается, что перед ним не тончайший гобелен. Текстура переплетений приобретает загадочную глубину.

Базальтовые ткани грубых рельефных переплетений могут оставлять оттиск на горячей эмали, придавая поверхности также ассоциацию с текстилем.

Есть еще одно ценное качество для художественной области применения базальтового волокна – за счет высокой его химической стойкости ткани не вступают в реакцию с пигментами и самой эмалью, несмотря на то, что по содержанию кремнезема наиболее близки к Е-базовому стеклянному составу. Возможность изготовления из них ультратонких волокон позволяет использовать базальт в качестве разделителя в перегородчатой эмали для ювелирных изделий.

Важно и то, что возможно применение как базальтового ровинга, ткани различных переплетений, нитей, состоящих из непрерывных однонаправленных волокон, так и фибры для графических и фактурнообразующих эффектов. Сатины разных величин, полотняные переплетения, рогожи из базальтового волокна – это ценная текстильная находка для художников-эмальеров.

В силу экологической безопасности с точки зрения токсичных испарений базальтовое волокно предпочтительнее для использования в художественной сфере, чем кремнеземное или кварцевое стекловолокно. Так как еще в жерле вулкана произошла первичная природная гомогенизация породы, а при нагреве в экструдере повторная, при воздействии температур в мастерской художник не вдыхает лишние вредные вещества в процессе работы.

Проведенные мной эксперименты показали, что разные базальтовые ткани дают неожиданные эффекты в зависимости от толщины, кручения нитей, количества слоев базальтового волокна и цвета используемой эмали. Важен и сам процесс протекания обжига, а также направление и пересечение расположенных на эмали нитей.

Нерукотворность графики – основной итог этого эксперимента. Образовавшиеся фактуры, штрихи, линии, пятна – результат естественного «погружения» нити в эмаль, то есть то, что невозможно изобразить, нарисовав вручную.

Так твердый камень магматического происхождения, базальт, став тканью, гибким, мягким материалом – текстилем, приобрел новые качества. А в результате использования в искусстве эмали этот текстиль взял на себя функции твердого и вечного материала. Или, можно сказать, эмаль поглотила ткань, сделав ее частью себя.

«Живопись на эмали вечна», – сказал Леонардо да Винчи. Использование базальтового волокна сделало и текстиль вечным благодаря эмали.

Ткань работает с эмалью, придавая ей новые визуальные качества. Что это – текстиль в эмали или эмаль в текстиле?  Произведения, выполненные в этой технике, сложно однозначно отнести к текстильному искусству или эмальерному.

На международных художественных выставках современного текстильного искусства нередко можно увидеть различные формы текстиля, ранее не считающимися текстилем. Это и бумага, и пластик, и металл, и стекло. Стираются грани на стыке художественных дисциплин за счет внедрения одних материалов в другие.

Таким образом, достижения науки и промышленности обогащают искусство, расширяя его возможности. Современное развитие технологий должно быть на вооружении художественного сообщества, ведь наука, в свою очередь, дает новые векторы творчеству. Использование базальтового текстиля в искусстве горячей эмали является прогрессивным шагом навстречу современному искусству.
«Соткано вручную»
Горячая эмаль, медь, базальтовый сатин, 29 х 32 см.
IV Международная биеннале искусства эмали в СПГХПА им. А.Л. Штиглица, май 2019 г.

Впервые мои работы с применением базальтовой ткани были представлены на IV Международной биеннале искусства эмали в Санкт-Петербурге, проходившей в музее прикладного искусства Художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица в мае 2019 г. Это самая масштабная выставка среди эмальеров в нашей стране. Она объединяет авторов, работающих в различных техниках эмали, монумениалистов и ювелиров, начинающих художников и мэтров, способствует профессиональному общению и обмену опытом. На конференции, проходившей в рамках биеннале, выступление автора этой статьи, посвященное применению базальтового волокна в эмальерном деле, вызвало большой интерес в профессиональной среде. Возможности его применения, о которых шла речь в выступлении, оказались новостью и для эмальеров, и для коллег с кафедры художественного металла, и для керамистов. Я очень надеюсь, что этот опыт будет полезен, даст новые направления художникам, подтолкнет к эксперименту. Поскольку использование нетрадиционного для данной художественной области материала всегда открывает просторы для экспериментов и творчества.

Посмотреть и скачать фотографии к статье в большом размере можно на Яндекс.Диске: https://yadi.sk/a/Kd90VdqqMNt0pQ

Вера Занегина

Художник по текстилю, член Ассоциации художников декоративных искусств Московского союза художников, член Московского союза дизайнеров, г. Москва, тел. +7 916 626 4216; vzanegina@yandex.ru


«Много снега»
Горячая эмаль, медь, кремнеземная  нить, ровинг, 29 х 32 см.
«Вечное кружево»
Горячая эмаль, медь, кварцевая нить.

Вера Занегина родилась в 1979 году в Москве. В 2003 году с отличием окончила Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова, факультет «Интерьер и оборудование», специальность «художественный текстиль». В 2008 окончила аспирантуру, искусствоведческое отделение. Тема изучения – русские ковры. Имеется ряд публикаций в научных и художественных изданиях. Как победитель международного художественного конкурса была направлена на стажировку в высшую школу Bauhaus Dessau (Германия). В международной группе выполняла проект оформления выставочного комплекса Двор Кранаха в г. Лютерштадт Виттенберг (Lutherstadt Wittenberg) (Германия). Член Ассоциации художников декоративно-прикладного искусства Московского союза художников, член Московского союза дизайнеров. Участник и куратор профессиональных выставок. Лауреат российских и международных конкурсов. Работы находятся в частных коллекциях в России и других странах.

. . .

В основе моего творчества лежит синтез древних текстильных традиций войлочного ремесла и инновационных технологий производства нетканого материала в контексте вопросов экологии. Нетканым гобеленом (art-protis) начала заниматься в студенческие годы, участвовала с первыми творческими работами в выставках. Исследуя качество разных материалов, добавляла к волокну нити, пряжу, ткани. После окончания института увлеклась техникой механического (иглопробивного) соединения текстильных материалов и определилась с выбором творческого направления, которому следую вот уже двадцать лет. В своих работах использую волокна – продукт переработки пластиковых бутылок, что дает различные фактуры. Экспериментирую, применяя полиэфирные волокна, нитроновые нити, шерстяную и синтетическую пряжу, трикотаж, натуральные и искусственные ткани, кружева и т.д. Создаю композиционные формы, трансформируя их в абстрактные сюжеты, с учетом технологии создания панно и авторской техники создания объёмного термотекстиля. С интересом исследую свойства тканей в иглопробивной технике, возникающие неожиданные эффекты текстиля. Выполняю композиции вручную, а после отвожу на производство для пробивки на специальных огромных станках. Пробивок может быть до двадцати. Каждая пробивка требует доработки послойно. В основном работы выполнены из синтетических волокон (продукт газового конденсата и вторичной переработки), которые постепенно вытесняют ткани природного происхождения ввиду экономических соображений и роста химтехнологий. Эта инновационная тема является особенно актуальной в контексте вопросов экологии в России. В своем творчестве стараюсь передавать многоплановость простых вещей. Методом визуального подбора и анализа структуры подбираю художественные пути соединения материалов (текстиля), открывая новые изобразительные возможности. Получающиеся фактуры и цветовые переходы формируют дальнейшее развитие решения образа. В абстрактных композициях удается передать значительно более эмоциональное состояние, нежели в фигуративе. За последнее время появились новые возможности свободного освоения материала, найдены нестандартные технологические ходы.

Волнующая меня тема экологии рассматривается в двух плоскостях. Через материал – вопросы экологии окружающей среды и через композицию – экология культуры и души – эмоциональное восприятие человеком различных состояний, явлений, зависящее от обстоятельств, психологической готовности к осознанию простых вещей и нахождению в них сложных смыслов, сохранению традиций в новом контексте. Работам стараюсь придать философский подтекст, они не являют собой только изобразительную передачу вещей. Панно главным образом абстрактны, но даже при натуралистичном изображении я стараюсь дать зрителю воспринять его как знак, некий интерфейс между материальным и духовным, восторженно-наэлектризованным и сдержанно-отрешенным, осознанным и эмоциональным.


Текстильные вселенные Веры Занегиной
Фильм об единстве промышленности и искусства в пользу эстетики и экологии

Редакция портала «BASALT–ONLINE» и научно-технического отраслевого журнала «Базальтовые технологии» искренне благодарит коммерческого директора ЗАО «НПЦ «ЛАВАинтел» (Московская область, Солнечногорский район, р.п. Андреевка) Шаронова А.В. за знакомство с Верой Занегиной. О Вере и ее очень интересном творчестве мы впервые узнали из доклада Андрея Владимировича на Международной научно-практической конференции «Базальтовые технологии в России – 2019. Состояние, достижения, перспективы развития производства и науки» (Пермский государственный национальный исследовательский университет, 6 июня 2019 г.). Большое спасибо Вере за такой удивительный и полезный вклад в развитие базальтовых технологий. Мы очень рады сотрудничеству и желаем ей успехов и процветания!

Количество показов: 1139
Автор / Источник (ссылка): Огарышев С.И.
25 июля 2019
|
Рейтинг (3.3)

Возврат к списку


Новое на форумах
Новое из блогов
В блоге пока нет сообщений